Как мы уже сказали выше, необходимым условием эффективности коуч-менеджмента является его применение по отношению только к "зрелым" сотрудникам. Для того, чтобы разобраться с тем, кто же из подчиненных уже "созрел", а кто еще "зелен", нам не обойтись без разделения их на четыре группы.
Уровень I - "новичок" (дилетант)
Дилетант -- сотрудник, который только что пришел в организацию, знакомится с ней, ни в чем себя еще не проявил и ничем себя еще не скомпрометировал. И чтобы дать ему такую возможность -сотрудника определяют на стажировку. В зависимости от того, как организован процесс стажировки, у новичка больше шансов выделиться либо в одну, либо в другую сторону. Чем более стихийным является этот этап ввода сотрудников, тем больше лодырей и бездарей оказывается в общей массе принятых на работу. Если же он отлажен, то большинство новичков, как на подбор, оказываются старательными и сообразительными.
Характерным признаком первого уровня зрелости является неспособность выполнить те задачи, которые не расписаны пошагово, или содержат слишком большое количество шагов. Еще одним признаком является стремление работника "свериться с образцом" в процессе выполнения задачи, не дожидаясь окончательного результата, так как новичок никогда не уверен в том, что делает работу правильно. "Новичок" демонстрирует высокую потребность в том, чтобы ему подробно рассказали, а лучше бы показали, как надо выполнять то или иное действие.
Уровень II - исполнитель
Исполнитель -- это сотрудник, который успешно прошел этап стажировки, сдал зачет (если таковой предусмотрен системой ввода в должность), и чуть-чуть расслабился, т.к. понял, что то, что от него требует начальство, он вполне может сделать. Этому сотруднику уже можно ставить сложную многошаговую задачу. Например, такую: "Зайди в программу "Склад" и сделай сальдовку по месту хранения "Склад три". Знаешь, как это делается? Точно? Затем поезжай на этот склад, найди там Иванова, потребуй у него (именно потребуй, а не попроси, ему нельзя давать слабину!) информацию о складских запасах на сегодняшнее число. Сверь эти данные. Посмотри сколько… и если… то…, а если… то.… Понял задачу? Приступай!".
На это у руководителя уходит много времени, но что делать, по-другому пока никак. "Исполнитель" старается быть лояльным, он демонстрирует служебное рвение и искренне пытается найти ответ на вопрос: "А зачем им все это нужно?" В благоприятной атмосфере (когда можно задать вопрос и при этом не выглядеть идиотом) исполнитель интересуется общими целями и принципами работы организации. А в идеальной ситуации обо всем этом ему рассказывает его куратор безо всяких наводящих вопросов, т.к. последний руководствуется программой ввода в должность, в которой расписано все, чему он должен научить своего подопечного. Однако не редкость и такие ситуации, когда знание о целях, принципах, правилах, и нормах, принятых в организации, исполнитель добывает методом проб и ошибок, хватаясь за горячее и дуя на холодное. Особо энергичные сотрудники в такой ситуации несмотря ни на что все же разбираются, что тут к чему, а обычные теряют свое служебное рвение и успокаиваются. Таковых уже не интересует организация, в которой они работают, им достаточно своей должностной инструкции. Представление, сформировавшееся у них, очень точно выражено фразой судового механика из "Одесского парохода" М. Жванецкого, - "…, а что в машине. Я уже десять лет в машине, и у меня такое ощущение, что на мостике все гады!".
При благоприятном сценарии развития событий (приобщения к общим целям организации) сотрудник, напротив, испытывает гордость, порожденную чувством принадлежности к ней, и готов даже на небольшие жертвы ради общего блага.
Уровень III - специалист
Специалист -- это сотрудник который уже доказал на практике свою способность справляться с порученной задачей, хорошо понимает "правила игры" и импровизирует в их пределах. Время от времени у него появляются идеи о том, как можно выполнить работу другим, более эффективным (на его взгляд) способом и даже о том, как можно было бы изменить внутренние "правила игры". Такой сотрудник нуждается в том, чтобы его слушали и слышали, готов принимать на себя ответственность и рисковать.
Если возможности быть услышанным и признанным у него нет (начальнику не до него, или он не умеет этого делать), то "специалист" либо разочаровывается в организации, либо начинает бузить - проявляет несогласованную инициативу. В последнем случае у него есть шанс оказаться "на коне" и быть замеченным и положительно оцененным начальником следующей ступени, но шанс этот не более чем 1:50. Пятьдесят против одного, что его инициативы пойдут "не в масть", а значит, будут выглядеть, как полная глупость, а непосредственным начальником расценены как попытка выхода из-под контроля. Последствия, разумеется, не заставят себя долго ждать.
Уровень IV - "партнер"
Партнер -- это сотрудник, который уже не нуждается в непосредственном руководителе. Все решения он принимает самостоятельно. Он лишь ставит своего "шефа" в известность о них, да и то не всегда, а только тогда, когда эти решения затрагивают другие службы и подразделения. Решения принимает грамотные, т.к. хорошо знаком с внешними и внутренними условиями, в которых работает организация, детально понимает свое место в общей структуре и то, как его действия или бездействие отразятся на этой структуре. Нуждается в постановке общей цели и в том, чтобы ему не мешали ее достигать своими (порою действительно новаторскими) способами. Если ему не дают такой возможности - уходит из организации.
Условие второе - адекватные характер труда и управленческая культура организации
Фраза "Адекватный характер труда" звучит, по меньшей мере, замысловато. На самом деле все просто. Адекватным трудом занимается подчиненный или нет, зависит от того, что написано в его должностных обязанностях. Если они предусматривают, что данный специалист имеет возможность самостоятельно определять свои хотя бы краткосрочные задачи и способы их достижения, то все в порядке. Как правило, такая возможность есть у начальника любого отдела, менеджера по продажам, IT-специалиста, тренинг - менеджера и т.п. Но если мы имеем дело с должностью, для которой инструкция расписана "на века" и до мельчайших шагов, и задача сотрудника заключается только в точном следовании ее букве, то это "не наш клиент". Это относится к рядовому персоналу, занятому в производстве и строительстве, специалистам бухгалтерии, работникам, занятым в товародвижении и других высокотехнологичных процессах. Т.е. работающих там, где любое отклонение от стандартной схемы не только не приветствуется, но и строго запрещено.
Руководитель, желающий использовать коуч-менеджмент, ограничен еще и тем, в какой степени в его организации приветствуется использование недирективных методов управления. Чтобы не перегружать статью рассуждениями о корпоративной культуре, мы ограничимся лишь констатацией того факта, что если в традициях организации нет уважительного отношения к подчиненным, то внедрить коуч-менеджмент в отдельно взятой службе или отделе будет очень сложно.
Из сказанного выше вытекает, что типичный "клиент" для коуч-менеджмента -- это успешно прошедший стажировку и испытательный срок менеджер среднего звена или старший специалист службы. Именно эти сотрудники нуждаются в таком подходе, так как в противном случае будут вынуждены либо "заморозиться" на ступени "исполнитель" (а зачем вам исполнитель в менеджерской должности?), либо попытаться перескочить со второго на четвертый уровень и стать "партнером". Как уже было сказано, некоторым это удается, но именно только некоторым.
Условие третье - способность руководителя применять коуч-менеджмент